УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Жизнь на время

1,7 т.
Жизнь на время

«Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем» Людвиг Фейербах

Время – деньги. В новом фильме Эндрю Никкола эта избитая фраза приобретает новое звучание: самое буквальное.

С 27 октября на украинских экранах антиутопический триллер «Время».

Представьте мир, в котором единственной платежной единицей является время: два часа за проезд в общественном транспорте, пять часов за чашку кофе, сутки за десять минут с проституткой, два месяца за ночь в пятизвездочном отеле… Зато в мире будущего, нарисованном создателем «Гаттаки» Эндрю Никколом, есть то, к чему всегда стремился человек, - вечная молодость…

После того, как ученые открыли секрет бессмертия, возникла логично вытекающая проблема перенаселения планеты. Тогда был изобретен таймер. Он включался на руке каждого человека, достигшего 25-летнего возраста, и отсчитывал день. За этот день ты должен был либо заработать еще времени, либо… умереть, как только таймер обнулится. Цифра 25 стала для человечества отсчетом новой жизни, не знающей старения и болезней. Но вечная молодость дорого стоила, и мир разделился на два класса: тех, у кого в запасе были столетия и даже целая вечность, и тех, кто жил одним днем… Ты дышишь, пока на руке зеленым неоновым светом горят тринадцать цифр, когда же истекает последняя секунда, гаснет подсветка и остаются нули – ты мертв.

Гетто – временная зона бедняков. Здесь отсчет идет на секунды. А каждый новый день – начало новой борьбы за выживание. На каждом углу висят вывески «Все по 99 секунд» (в переводе на наш язык «Все по 99 центов» или «Все по 5 гривен»). В ломбардах можно поменять серьги на время, банк дает время в кредит: под 30%, потом 40 и так далее. Стоимость жизни постоянно растет, а на улицах все больше людей падают замертво. Здесь всегда нужно бежать, чтобы жить.

Нью Гринвич – временная зона миллионеров и миллиардеров, на руке у них столетия, а в сейфе во временной капсуле – тысячи лет. Тут никто никуда не спешит, жизнь тянется, как в замедленной съемки: размерено, плавно, красиво. Время будто остановилось. На дорогах на минимальной скорости тянутся дорогие авто, в ресторанах ужинают часами, а в казино днями играют в покер. Когда времени так много – оно не существует…

Уилл Салас (Джастин Тимберлэйк) – парень из гетто, рабочий, который пытается выжить сам и продлить жизнь своей матери (Оливия Уайлд). Однажды в баре он встречает парня из Нью Гринвича, у которого на руке красуется столетие. В гетто, где воруют друг у друга минуты, столетие – то же самое, что девушка, обвешанная бриллиантами, посреди Гарлема. Тут как тут в баре оказывается местная банда Фортиса (Алекс Петтифер), но Уилл решает помочь незнакомому богачу, и им удается скрыться. Парень рассказывает Уиллу печальную историю о том, что ему уже стукнуло 105, и он смертельно устал от жизни… Утром Уилл просыпается с целым столетием на руке…

Эндрю Никкол, не только режиссер, но и сценарист фильма, снял фантастический фильм-метафору сегодняшней реальной жизни. Его антиутопия поначалу напоминает романы Джорджа Оруэлла. Главный герой – бунтарь, который восстает против системы. Но в итоге лента превращается из философской социальной драмы в боевик-погоню. «Время» можно поделить на две части: первая шокирует и интригует оригинальной идеей и тем, во что эта идея может вылиться, вторая – разочаровывает ее реализацией, трансформацией глубоко идейного произведения в стереотипное run-movie.

В самом начале Никкол цепляет зрителя сильнейшей драматической сценой с главным героем и его матерью, настраивая на серьезный душебередящий лад. Но больше до конца фильма ничего подобного не повторяет. После того, как Уилл знакомится с дочерью временного магната Сильвией Вейс (Аманда Сейфрид), которая довольно быстро переключается с избалованной куклы на думающую, сознательную мятежницу, фильм опускается на уровень «любовь, стрельба, погоня». Вместо того чтобы бороться с системой в духе тех же оруэлловских персонажей, главные герои пуляют и грабят банки, как Бонни и Клайд, раздают время бедным, как Робин Гуды, и убегают от Стража Времени (Киллиан Мерфи).

К тому же Эндрю Никкол сам местами путается в своих играх со временем. Причем это касается не только каких-либо словесных вычурностей и уловок, но и, к примеру, выбора актеров. 35-летний Мерфи никак не выглядит на 25, как и 36-летний Джонни Галэки, сыгравший друга Уилла. Плюс совершенно не продуманным кажется способ изъятия и обмена временем с помощью прикосновения рук (деньги украсть и то сложнее).

Но все это огрехи, за которые Эндрю Никкола можно и даже нужно простить в благодарность за его идею.

«Время», как уже было сказано, - фильм-метафора. Метафора, каждым своим штрихом прямо намекающая на изъяны современного мира. Поэтому Никкол даже в визуальной прорисовке планеты будущего отказывается от футуристического «тюнинга» и масштабных спецэффектов (что, в общем-то, неудивительно, учитывая бюджет фильма всего в 40 миллионов). И по форме, и по содержанию режиссер максимально приближает будущее к реальности, делая, пожалуй, единственной яркой фантастической деталью таймер отсчета.

«Тысячи должны умереть, чтобы один получил бессмертие» - эта фраза звучит в картине несколько раз. Тысячи должны жить в нищете, чтобы один владел миллионами – перевод фразы в нашу реальность. И по-другому никак.

Но счастье жизни не в миллионах и не в столетиях, а в возможности радоваться каждому дню: «За свои сто лет ты прожил хотя бы один день?» - этот вопрос в финале задает героиня Аманды Сейфрид своему отцу.

«Время» Эндрю Никкола – это, прежде всего, блестящая идея, и только потом недочеты в ее реализации. Многим лента, должно быть, напомнила культовое «Бегство Логана», а также «Потрошителей» 2009 года с Джудом Лоу и Форестом Уитакером – экранизацию романа Эрика Гарсия, где в мире будущего жизнь без болезней была обретена благодаря изобретению искусственных органов, заменяющих любую часть тела. Органы продавались за баснословные цены, поэтому была придумана кредитная система. Но просрочка кредита означала, что скоро в ваш дом придет кредитор и конфискует свое… К сожалению, столь захватывающая и необычная идея автора была воплощена режиссером слегка нелепо и примитивно, что обеспечило фильму уничижительную критику. «Время» же – картина, которая, несмотря на все ошибки режиссера, не смогла обесценить ее идеи. И пусть решение, которое предлагает автор в финале, кажется наивным, оно радует больше, чем наша безвыходность…

Смотрите все! Цените лучшее!

Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время
Жизнь на время