УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов

3,4 т.
Режиссер 'Отряда особого назначения': мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов

В рамках кинофестиваля французского кино "Уикенд в Каннах", стартовавшего в Киеве 1 декабря, в украинский прокат вышел военный боевик "Отряд особого назначения" режиссера-дебютанта Стефана Рибожа. Картина рассказывает о военном конфликте на территории Пакистана и Афганистана и в частности об участии в этом конфликте Франции. Французскую военную журналистку похищают талибы и выкладывают в интернете видео с угрозой убить ее. Правительство отправляет за девушкой отряд спецназовцев, которые должны освободить репортера из плена и доставить домой целой и невредимой… Главную роль в фильме сыграла звезда "Бесславных ублюдков" Дайан Крюгер.

Стефан Рибожа приехал в Киев и лично представил свою первую полнометражную работу украинскому зрителю. "КиноОбоз" пообщался с режиссером поближе.

Почему выбрали для дебюта такую серьезную тему, как война на Ближнем Востоке?

Ну, наверное, нет какого-то конкретного объяснения… А вообще, когда ты выбираешь свой первый фильм – это стоит тебе четырех лет жизни. Я хотел, чтобы мой дебют был приключенческим, авантюрным. И еще я хотел снимать подальше от Франции. Я не искал легких путей. Главным для меня было ввести зрителя в авантюру. К тому же Франция уже десять лет как принимает участие в войне на Ближнем Востоке. Но французские СМИ об этом говорят неохотно. Поэтому решил сказать я.

То есть идея и сюжет фильма полностью принадлежат Вам? Насколько я знаю, с Вами работал сосценарист Майкл Купер.

Да, идея моя. Но я действительно плотно сотрудничал с американским сценаристом. В фильме много реплик на английском языке. А я недостаточно хорошо владею английским, чтобы писать на нем диалоги. Поэтому мне очень пригодилась помощь Майкла. Также я понимал, что фильм, снятый в таком жанре, будет интересен за границей. Поэтому у меня играют актеры из разных стран, проект международный, так сказать. Для меня очень важно привлекать актеров мирового кинематографа, которые способны играть в фильмах разных национальностей. Это не только Дайан Крюгер, но и звезда "Гладиатора" Джимон Хунсу. Кстати, когда мы снимали в Таджикистане, Хунсу был единственный, кого узнавало местное население, как раз благодаря "Гладиатору".

В основу сценария легла реальная история? Хотя бы частично? Или это полностью выдуманное приключение, смоделированная ситуация?

Дело в том, что я много работал с силовыми структурами. Я снимал документальные фильмы о войне на Ближнем Востоке. Я был в Афганистане восемь раз. Так что, безусловно, в фильме много реальных вещей. И каждая деталь в нем оправдана и имеет документальный подтекст.

Но исторических прообразов у персонажей нет?

Конкретных нет. Мы несколько лет очень подробно изучали ситуации, в которых французских граждан брали в заложники. Много читали, смотрели. Все актеры перед съемками прошли специальный курс тренировок. И вот пример достоверности в фильме: двое солдат, которые тренировали актеров, после тренировок отправились в Афганистан и погибли. В кадре у меня тоже погибают солдаты, двое из них – проекции тех людей. Так что можно сказать, что ситуация из реальной жизни была воплощена в кино.

Дайан Крюгер тоже проходила этот курс тренировок?

Нет. Но она много работала с известными военными репортерами. В том числе с теми журналистами, что побывали в заложниках.

Расскажите о кастинге. Почему именно немка Крюгер во французском фильме?

Она француженка в душе (смеется). Дайан вообще не особо любит Германию. К тому же она начала свою карьеру именно во французском кино. На сегодняшний день Дайан – звезда с мировым статусом, и она может играть где угодно и кого угодно. Плюс у нее прекрасный французский.

Как удалось заманить ее в проект?

С помощью авантюры… Я сразу сказал своим актерам, что вы поедете туда, где полностью ощутите на себе реальную обстановку войны: холод, страх, тревогу. Снимать в павильоне – значит играть, что тебе холодно, когда в павильоне тепло. Но моим актерам играть не приходилось, они и так все чувствовали на себе: недоедали, мерзли, испытывали дискомфорт одним словом. Ведь фильм, по сути, о выживании. Значит – им нужно было выживать. Я очень не люблю плутовство, не люблю, когда хитрят.

В таких жестких съемочных условиях Крюгер не капризничала?

Нет. Абсолютно нет. Она ничего не боится. Она спала в юрте на высоте 4000 метров в горах. И на вертолете летала, и в пыли валялась, и снежная буря ее заметала. И никакого дублера у нее не было, как и у других актеров.

То есть ни каскадеров, ни дублеров не было на площадке?

Нет. Вернее, каскадеры были, они работали с массовкой, учили правильно падать и тому подобному.

Возможно, в таком случае актерам помогали настоящие военные?

Да, у нас было три солдата, которые помогали воссоздать реальность картинки. А в сценах с талибами принимали участие реальные афганцы: и те, которые еще с русскими воевали, и те, что сейчас противостоят талибам. Остальные – местное таджикское население.

А местные легко сотрудничали?

Отлично! Таджики совсем другие. Они более цивилизованные и светские. К примеру, у них школ гораздо больше, чем мечетей. Мужчины не носят бороду. Пьют водку (смеется). Съемки у нас проходили прямо на границе между Таджикистаном и Афганистаном. Эти народы разделяет лишь река. Но стоит отойти от реки буквально метров пять в сторону таджиков – и там все по-другому. Таджики говорят, что ни за что не хотели бы жить так, как афганцы.

Когда Вы представляли нашим зрителям фильм на открытии фестиваля, Вы сказали, что во время съемок было много приключений. Расскажите самое яркое.

О, да-да, было, правда. Например, когда еще до съемок я приехал на место, чтобы посмотреть что и как, изучить локации, оказалось, что ближайшая деревня находится в 24 часах пути. А мне нужно было привезти сюда больше 80 французов, то есть всю нашу съемочную группу. В итоге, когда мы пытались добраться до места, на нас обрушился огромный кусок скалы, размером с комнату. Слава богу, никто не пострадал. Но я сильно засомневался, что смогу привезти сюда всю группу, технику, габаритное оборудование. Тогда мне это показалось нереальным. Тем не менее, привез, и все получилось.

Какие-нибудь сцены снимались в павильоне? Или была исключительно натурная съемка?

Нет, ни одной сцены в павильоне. Я хотел придать картине максимальную аутентичность. Например, если бы это было голливудское кино, чтобы снять Кабул, было бы достаточно поехать в Марокко. Но я сам ездил в Кабул и снимал, чтобы в кадре была реальная столица Афганистана. Я не хотел фальшивки.

Сколько составил бюджет фильма?

Чуть больше 7 миллионов евро. С таким бюджетом можно снять кино, не выезжая из Парижа, а мы умудрились поехать за границу. В Голливуде бы на это дело потратили хотя бы 75 миллионов.

Какая часть бюджета пришлась на спецэффекты?

А у нас практически нет спецэффектов и компьютерной графики. Мы все старались сделать вживую. То есть по-настоящему стреляли, взрывали, разрушали… Все, что мы сделали на компьютере, - это полосы от пуль в воздухе.

Фильм плохо вписывается в традиции французского кинематографа. Вы сознательно ориентировались на жанр "американский военный боевик" и на коммерческую успешность?

Да, правда, не вписывается. Я старался отойти от французских традиций и снять универсальное кино. Сейчас у нас все больше появляется режиссеров-универсалов. Французское кино – достаточно специфическое, оно не экспортируется за рубеж. Традиционный французский кинематограф славится в основном комедиями и драмами. Но молодые режиссеры все больше интересуются триллерами, детективами, экшнами. Нас не так много, но уже доказано, что фильмы этих жанров куда лучше продаются за границей. Боевики продаются лучше комедий. "Отряд особого назначения" купили в 33 странах.

То есть уже можно говорить о прокатном успехе картины?

Да, думаю, да. Прокат в США, Канаде, Азии, России – это очевидная заявка на успех. И на сегодняшний день фильм уже собрал за границей больше, чем дома, во Франции.

Во время просмотра мне пришло в голову название "Спасти рядовую Эльзу" (для читателя: Эльза – имя главной героини). Вы при написании сценария проводили параллели с культовой лентой Спилберга?

Ну, у меня, скорее, в основу сценария лег более банальный, классический стереотип: сказка о принцессе, которую должен спасти принц. Как говорится, эта история стара как мир.

То есть Спилберг ни при чем?

Да нет, при чем, наверное. Просто у всех жанров есть свои стереотипы, своя… механика что ли. И у военной драмы-боевика в том числе. Я просто взял готовую технику и воплотил ее в актуальном контексте. Но при все при этом, несмотря на универсальность истории и американизированность стиля, мои персонажи – чисто французские.

Из фильмов о войне на Ближнем Востоке, снятых ранее, меня лично наибольше впечатлила "Сириана" Стивена Гэгана. Есть у Вас любимый фильм на данную тему?

Эээээээ…… Да, пожалуй, это "Вавилон" Иньярриту (титулованная драма 2006 года с Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт. – Авт.). Хотя мой фильм, в отличие от картины Иньярриту, не направлен против войны. То есть я вообще не пытаюсь рассуждать на тему "война – это хорошо или плохо", я просто констатирую факт, показываю, что на войне как на войне. Показываю людей, которые просто делают свою работу.

Один из героев фильма, солдат, постоянно говорит: "Я люблю свою работу". Эти люди действительно любят свою работу?

Да, абсолютно. Ведь там нет случайных людей. Там лишь те, кто сознательно это выбрал. На Ближний Восток едут солдаты, достигшие 30 лет, то есть только те, кто осознает, что делает. До этого они проходят 10 лет тренировок. И эти люди на сто процентов эмоционально стабильны.

В чисто мужское кино Вы все-таки включили любовную линию? Это для женской половины зрителей?

Нет-нет (смеется). Я просто хотел показать, как экстремальные ситуации сближают людей. Ведь это случается и в обычной жизни, не только в кино.

В фильме есть отличная сцена с хорошей шуткой про Голландию (для читателя: один из солдат тащит на себе раненую героиню в гору и говорит: "В следующий раз езжай делать репортаж в Голландию" - "Почему?" - "Там равнины". Затем в диалоге с другим солдатом на вопрос "Почему тебя понесло именно в Афганистан?" Эльза отвечает: "У меня был выбор между Афганистаном и Голландией"). Как родилась эта шутка? Ведь в принципе в фильме практически нет юмора.

(Смеется) Ну, просто Голландия – это очень спокойная страна. Наверное, одна из самых спокойных в мире. Мне она показалась своеобразным анти-Афганистаном. Вот так и получилась шутка.

Были ли другие варианты финала? Возможно, менее радужные?

Нет, я сразу хотел именно так закончить фильм. Чтобы женщина вышла главным победителем и героем, и чтобы она спасла мужчин, а не наоборот. В этом и была основная идея – показать красивую, хрупкую, милую девушку, способную на большее мужество, чем многие мужчины.

Дебют состоялся. Есть ли уже идеи для следующего проекта?

Да! И очень много! Но это, скорее всего, будет научная фантастика. Нечто, совершенно не похожее на "Отряд особого назначения"…

Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов
Режиссер "Отряда особого назначения": мы снимали без дублеров, без каскадеров, без спецэффектов