4 дня в мае: другое кино о войне
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
23 февраля в украинский прокат (к сожалению, довольно ограниченный) выходит картина «4 дня в мае», снятая совместными усилиями России, Украины и Германии. Военная драма, главные роли в которой исполнили Алексей Гуськов, Андрей Мерзликин и Григорий Добрыгин, рассказывает о последних четырех днях Великой Отечественной войны накануне 9 мая.
«4 дня в мае» - это оборотная сторона той войны, о которой мы привыкли слышать с экранов. В основу сюжета лег реальный исторический факт, когда небольшая группа советских солдат за пару дней до победы вступила в бой со своими, защищая немецких детей…
Режиссером выступил немец Ахим фон Боррис, известный у себя на родине по фильмам «Англия!» и «К чему помыслы о любви?». Он же написал сценарий в соавторстве с Эдуардом Резником. Представлять картину украинскому зрителю Ахим приехал лично. Компанию ему составили идейный вдохновитель, основатель, продюсер проекта и исполнитель главной роли Алексей Гуськов, а также актер Андрей Мерзликин.
- Как возникла идея фильма?
Гуськов:
- Эту историю я услышал по радио в 2005 году, 9 мая. Военный историк Дмитрий Фост выступал в какой-то передаче, посвященной Дню Победы. И он рассказал случай, как в последние дни войны советская разведрота, занявшая немецкий пансионат, не дала русским солдатам изнасиловать немецких девочек, объединившись с вражеской частью. Это были всего три сухие строчки, но для меня они стали сильнейшим эмоциональным шлепком. Я подумал: что же должно было там произойти с нашими солдатами за эти четыре дня, чтобы они открыли огонь по своим?..
В общем, мы с Эдуардом Резником начали писать сценарий. И пока прописывались русские образы – все было отлично. Но когда дело дошло до немецких персонажей, работа застопорилась. В итоге сценарист, намучившись, таки сдался: «Ну не могу я, я их ненавижу!» (смеется). После такого ответа мне ничего не оставалось, кроме как поехать в Берлин. И там я познакомился с «барончиком» (так Алексей Гуськов ласково называет Ахима фон Борриса. – Авт.). Он долго думал над сценарием, над образами этих немецких девочек и наконец заявил мне: «Я придумал! Там был мальчик!» (по сюжету в детском доме оказывается немецкий мальчик, к которому главный герой, потерявший на войне сына, проникается отцовской любовью. – Авт.).
Мне эта идея сразу понравилась. Но когда я получил второй вариант сценария, то понял, что Ахим качнулся в немецкую сторону. На что я ответил ему, что не имею права делать немецкую картину, на родине не поймут… Так что я повез «барончика» в Москву, и там под соленые огурчики дело пошло…
Этот фильм – и не русский, и не немецкий. Он между…
- Как долго картина снималась? И какие локации были задействованы?
Гуськов:
- Снималась очень быстро, всего 33 дня. А вот готовилась и монтировалась долго… Что же касается локаций, мы снимали на реальной территории, о которой идет речь, в Северной Германии. Но детский дом – это полностью декорации. Мы их построили по документам. И, по-моему, получилось очень достоверно.
- Были какие-то курьезы на съемках?
Гуськов:
- (Смеется). Были. Как-то у нас танк не поехал. Я спрашиваю: «Ну как же так, у вас, немцев, танк не едет?» На что мне ответили: «Ну, это ведь русский танк!»…
- Как выбирали мальчика для роли?
Ахим фон Боррис:
- Это должен был быть особенный мальчик. Он вырос без мужчин, в детском доме, где одни девочки, и встретил русских солдат, которых он ненавидит и одновременно восхищается ими. Кастинг был неимоверно долгим и тяжелым, просто ужасным, я бы сказал. К тому же нам нужен был мальчик, который говорит на двух языках: немецком и русском. Ну, в итоге нашли. Наш парень на пробах был очень убедителен. Плюс у него оказались мама – белоруска, а папа – немец, то есть два языка. Но все равно на съемках было сложно, мальчик очень закрытый. Алексей на площадке иногда просто кипел… (смеется).
- А мальчик принципиально должен был быть рыжим? Просто это ведь штамп: раз немец – значит обязательно рыжий.
Ахим фон Боррис:
- Ну, специально в рыжий мы его не красили. Так получилось. Но мне лично очень понравилось, что парень рыжий (смеется).
- Андрей, расскажите, как у Вас сложились отношения с немецким режиссером? То, что у Алексея они сложились прекрасно, мы уже поняли…
Мерзликин:
- (Смеется). У нас отношения поначалу были довольно острые. Ахим хотел снять меня с роли. Шучу! Дело в том, что я, как и многие, знал от своего деда совершенно о другой войне… Но все-таки в итоге наши взгляды совпали. Ахим рассказал мне о своем деде, и оказалось, что его история не менее драматична, чем моя… И вообще у нас на площадке была замечательная дружеская атмосфера. Вот помню на съемках «Утомленных солнцем» мы работали и в конце съемочного дня уходили домой. Здесь же заканчивался день – и мы все продолжали общаться…
- Насколько можно верить вашему фильму в плане исторической достоверности? Вы консультировались с историками?
Гуськов:
- Поверьте, можно верить! У нас было несколько консультантов, и русских, и немецких. Были историки, специализирующиеся на самих событиях Великой отечественной, были отдельно консультанты по костюмам. Так что за это я отвечаю.
- Какова прокатная судьба ленты в Украине?
Олег Степаненко, продюсер с украинской стороны:
- К сожалению, кинотеатры не очень хотят показывать фильм. Он выходит всего на 20 копиях. Для сравнения голливудские картины выходят на 120-140 копиях. Многие большие города отказались от проката вовсе. Опять же для сравнения в Германии лента стартует в количестве 100 копий.
Гуськов:
- Да, к сожалению, «Август. Восьмого» нас прибил в прокате. Это государственный проект, с массивной рекламой, так что… («Август. Восьмого», в котором также сыграл Алексей Гуськов, в России выходит на экраны 21 февраля, в Украине – 1 марта. – Авт.).
Ахим фон Боррис:
- А вы можете написать в своих статьях: «Идите и смотрите фильм «4 дня в мае»!»? (Смеется).
На пресс-конференции чувствовалось, как Алексей Гуськов искренне болеет за фильм, за его идею, как близко к сердцу все принимает: «Я не за немцев и не за русских. Я за отсутствие идеологии. Была идеологическая машина, как с той стороны, так и с нашей. А этот фильм о людях. О том, что между нами гораздо больше общего, чем можно было представить...»
Мировая премьера картины «4 дня в мае» состоялась в августе прошлого года на кинофестивале в Локарно. При бюджете всего в 4 500 000 евро создатели сделали все возможное, чтобы лента смотрелась на высоком европейском уровне (все-таки видно, что руку к ней приложили не одни российские кинематографисты). Фильм цепляет не только содержанием: самой историей, искренней актерской игрой и сильными характерами, но и формой: качественной картинкой, эмоционально точной операторской работой и прекрасной музыкой (композитор швед, оператор немец).
Алексей Гуськов играет капитана по прозвищу Горыныч (так его прозвали солдаты, потому что «сколько голову ему не рубили, она все равно вырастает») – человека, прошедшего всю войну, потерявшего в ней жену и сына, но оставшегося при этом… человеком. У него приказ: не дать сдавшейся немецкой части просто уйти, а взять их в плен. При этом у капитана восемь солдат, из которых один тяжело ранен, и пушка с одним снарядом.
Выше приказа для него – только человечность…
Григорий Добрыгин (звезда бекмамбетовской «Черной молнии» и титулованной драмы Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», обладатель «Серебряного медведя») играет радиста, влюбившегося в юную немецкую нянечку. На войну он попал прямиком из консерватории, так что играть Моцарта у него получается гораздо лучше, чем стрелять в людей…
Персонаж Андрея Мерзликина – один из восьми солдат, единственный, который не остался с капитаном до конца. Это не то чтобы отрицательный герой, просто он и не за немцев, и не за своих, и не за честь, он хочет домой: «Мужики, я домой…».
Сколько уже лет прошло после 9 мая 1945 года, а кинематограф не перестает обращаться к теме войны. И кажется, что вроде бы все уже сказано. Но, судя по всему, нет. И если несколько десятилетий мы видели на экране только немца-сволочь и советского героя, то в последние годы фильмы наконец-то стали другими. «Кукушка» Александра Рогожкина (2002) о финне-снайпере, советском солдате и женщине-саамке, говорящих на разных языках, но в итоге понявших друг друга, «Одна война» Веры Глаголевой (2009) о пяти женщинах, родивших детей от немцев-оккупантов, «4 дня в мае» - это картины о войне без войны, взглянувшие на известные всем события с обратной стороны.
Лента Ахима фон Борриса – невероятно эмоциональная, лирическая, трогательная и опять же человечная история о людях, оказавшихся перед тяжелым выбором и поступивших единственно правильно. Потому что когда приходится выбирать между добром и злом, уже нет своих и чужих.
В этом фильме звучит фраза «Русские идут!», тогда как в других мы слышали только «Немцы идут!». А ведь немецкие дети точно так же боялись русских солдат, как наши дети боялись фашистов.
Но «4 дня в мае» - опять же кино не о войне. Скорее, оно о любви. Об отцовской любви сурового русского офицера к рыжему немецкому мальчику, о юношеской любви радиста-музыканта к очаровательной девушке. И здесь никто не хочет воевать:
- Скоро они будут дома.
- Кто? Немцы?
- Птицы…
Идите и смотрите фильм «4 дня в мае»!
Фото: Эльвина Меметова